• Тинькофф Банк-лучшие банковские продукты еще выгоднее
    Выбирайте продукт от банка Тинькофф
  • Уважаемые форумчане, друзья и посетители!
    Поступило предложение ( ссылка на обсуждение ) на сбор средств поддержания форума в рабочем состоянии с 1 июня ( оплата хостинга, бэкап ежедневный на другой хостинг и тд), отчетность будет предоставляться ежемесячно. Пока на ЮMoney ( яндекс деньги), доступно картой перевод, далее добавлю другие способы. Сумму перевода указывайте на ваш выбор исходя из своих возможностей.
    Форум продолжает свою работу благодаря Вашим пожертвованиям.

Судьба доллара

Alexander

Administrator
Команда форума
Помогли тебе - помоги другим!
[h2]Судьба доллара[/h2]
После Второй мировой войны глобальная валютная система была основана на американском долларе, который обеспечивался золотом. Эта ситуация просуществовала до начала 70-х годов XX века, когда доллар перестал свободно конвертироваться в золото. Тем не менее, это не лишило его статуса мировой резервной валюты. До сих пор 65% резервов центральных банков различных стран мира хранятся именно в долларах. Сможет ли доллар остаться мировой резервной валютой?

М.Хазин: Здравствуйте. Тема судьбы доллара сегодня является чуть ли не самой актуальной во всей экономической тематике не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, что такое судьба доллара - не многие задаются таким вопросом. В то же время, доллар - это не только национальная валюта США, это еще мировая торговая валюта, резервная валюта. Соответственно, исчезновение доллара - это радикальное переформатирование всей современной финансово-экономической системы.

Мне хотелось бы обсудить тему будущего доллара именно с этой точки зрения. Для этого я пригласил к нам в гости Александра Алексеевича Нагорного - вице-президента Ассоциации политических экспертов и консультантов, который много лет проработал в США, преподавал там в различных университетах. И вообще он большой специалист по системным проблемам организации мировой финансово-экономической системы.

Добрый день. Я хотел бы Вас спросить. Вы, как человек, который видел тех, кто организовывал эту самую систему, как Вы можете оценить, отдают ли сегодня себе отчет люди, которые говорят о замене, создании новой мировой валюты, в масштабе тех задач, которые нужно решать?

А.Нагорный: Я думаю, что кто-то, конечно, осознает. Но большая часть специалистов, профессоров, да и руководителей финансовой системы, я имею в виду, прежде всего, членов Федеральной резервной системы, Международного валютного фонда, они всю глубину этого вопроса не осознают. Причем, очень интересно, когда они находятся в должностях, они по своей политкорректности анализируют эту ситуацию в одном разрезе, а когда они уходят, то становятся гораздо более раскованными и оживленными. Здесь самый интересный пример господин Стросс-Кан, который, вероятнее всего, скоро вернется в публичную жизнь, и расскажет много интересного.

Если оперировать собственным опытом, то первый раз я столкнулся с этой проблемой в 1989 году, когда по обмену от Академии наук я оказался в Гарвардском университете в качестве visiting researcher - по-русски приглашенный исследователь, преподаватель. Я был приглашен Международным институтом мировой экономики в рамках Гарварда. Там проходили различного рода семинары по экономике, по финансам. Я оказался как-то раз на семинаре Пола Уолкера, который до 1983 года занимал пост главы ФРС США, и преподавателя, профессора Гарварда, приглашенного из Японии, бывшего министра финансов Японии. Я оказался свидетелем мягкой перепалки между ними об обоснованности доллара. Японский коллега рассказывал, что исследования, которые он проводил в течение многих лет, привели его к выводу, что доллар обеспечен приблизительно на 6-7% от своей стоимости. Учтите, что это 1989 год. Надо сказать, что Уолкер очень внимательно слушал, был явно недоволен и потом возражал достаточно аргументировано. Его точка зрения тоже интересна в цифровом выражении. Он не отрицал существования проблем, которые перечислил профессор из Японии, есть и излишняя денежная масса, и другие проблемы, но, сказал он, расчеты ФРС говорят о том, что обеспеченность доллара составляет приблизительно 36-40%.

Когда я задал вопрос, может ли мировая резервная валюта функционировать хотя бы с 40-процентным обеспечением, на меня странно посмотрели и сказали, что может, и даже должна хорошо функционировать в этих рамках.

М.Хазин: Да, может быть, и нельзя. Но какое-то время система функционировала. Не вызывает сомнений, что есть люди, которые понимают, что под системой лежит достаточно мощная проблема, и уже не очень понятно, как она функционирует. Когда-то под долларом было 100-процентное золотое обеспечение. Для того чтобы нынешнюю систему создать, потребовалось много месяцев, если не лет очень сложных переговоров, в которых участвовали все важные участники послевоенного мира, хотя переговоры происходили еще во время войны, в том числе и СССР. И они завершились подписанием в 1944г. подписанием знаменитых Бреттон-Вудских соглашений, рамках которых была создана не только валютная система, но и система организационного обеспечения этой системы, то есть МВФ, Мировой банк, GATT, которое мы сейчас называем ВТО, и так далее. А кто будут те люди, которые сегодня смогут провести такие переговоры? И понимают ли люди, которые теоретически должны в них участвовать, что им придется обсуждать? Потому что от G8 и G20 создается впечатление, что у людей нет вообще понимания масштабов тех задач, с которыми они столкнулись.

А.Нагорный: Видимо, надо обратиться к истории в этом вопросе. Когда в 1944 году вырабатывалась основная платформа, то она вырабатывалась преимущественно на основе доминирования США в послевоенном мире.

М.Хазин: Это было объективно. Экономика США, которая практически не была затронута войной, на тот момент составляла больше 50% мировой экономики. Сегодня такого нет.

А.Нагорный: Кроме того, США аккумулировали огромные запасы золота, которые вывозились из воюющих стран Европы. Многие не поминают, что вся фактура готовилась под философию Рузвельта. Эта подготовка шла с середины 30-х годов. У него было много людей, которые ему помогали, людей, которые мыслили в кейнсианских категориях, и одновременно смотрели на послевоенный мир как мир единый, включая и СССР. В этом смысле велись контакты и переговоры со Сталиным. У СССР в окружении Рузвельта было достаточно много поклонников и сторонников. Предполагалось, что распределение мира не будет таким жестко регламентированным, как оказалось после смерти Рузвельта в условиях деятельности Трумэна.

М.Хазин: Но многие считают, что «железный занавес», который есть порождение Запада, а не Востока, это результат деятельности Черчилля, который люто ненавидел СССР по неизвестным причинам.

А.Нагорный: Думаю, причины понятны и известны, потому что СССР фактически раскачивал британскую колониальную империю.

М.Хазин: Но, тем не менее, роковой удар в 1939-40 году был нанесен именно Рузвельтом, который вынудил Черчилля разрешить британским колониям торговать с США напрямую, минуя Лондон. СССР тут был совсем ни причем.

А.Нагорный: СССР был ни причем, но Союз оказывал мощное идеологическое влияние. Например, в Индии, которая была для Британии стержнем, и интеллигенция, и политические круги обращали внимание на советский опыт.

Поэтому, когда образовывалась эта система, США, во-первых, занимали доминирующее положение, во-вторых, не предусматривалось создание системы разделения мира и «холодная» война. Все произошло так, как произошло, но постепенно у США и других стран западного мира накапливались те проблемы, которые вымывали ситуацию, как она была задумана при Рузвельте и осуществлена. Конечно, есть такие известные этапы как 1971-72 годы, когда фактически ба упразднена система золотого обеспечения...

М.Хазин: Ну, США объявили дефолт. Не так давно был юбилей, 40 лет, это произошло 15 августа 1971г.

А.Нагорный: Причем это совпадало с давлением на Японию. Ведь Япония в тот же год и в тот же месяц приняла все требования США по взаимодействию. Она разрешила вывозить свои финансовые запасы за границу и так далее. Начался совершенно новый процесс формирования доллара на основе перцепции, то есть виртуального доллара, который медленно-медленно, но накапливал проблемы, но был более или менее стабилен.

М.Хазин: Тем не менее, прошло 9 лет между 1971 годом и 1980 годом, когда был зарегистрирован пик цен на золото на уровне больше 800 долл. за унцию, что соответствует сегодняшним 2,5-3 тыс. долл. с учетом инфляции. То есть, на самом деле эта операция по преданию доллару стабильного плавающего курса, заняла почти 10 лет.

А.Нагорный: Это естественно. Процессы не формируются в 2-3 дня, даже за месяцы. Мне кажется, что понимание новых реалий постепенно проникает в экономические и научные круги западного мира. Я вспоминаю свое участие в одной конференции по мировым экономическим проблемам, которая проходила в Гаване два года назад. Ее открывал один из нобелевских лауреатов, к сожалению, не помню его имени. И первое, что он сказал, было, что решение никаких проблем в американской экономике не возможно без унификации всемирной финансовой системы под единым центральным банком.

М.Хазин: Давайте смотреть. Достаточно понятно, что концепция создания, условно говоря, центробанка естественным образом возникала в нынешней ситуации по аналогии с созданием ФРС в 1913 году. Понятно, что снятие Стросс-Кана со всеми этими скандалами было связано как раз с тем, что именно он волею судеб был главным исполнителем этого проекта. Как только он был арестован, эта тема исчезла. То есть фактически речь идет о том, что национальная элита США заблокировала проект, который мешал ее самостоятельности.

А.Нагорный: Я думаю, и Стросс-Кан не мог рассчитывать на то, что эти идеи открыто будут обсуждаться.

М.Хазин: Он же не идеолог, а исполнитель. То есть, в данном случае он просто жертва. Идеологи, конечно, остались за кулисами. Но что делать сегодня? У нас не так много времени осталось до существенного спада, условно - год-полтора. По некоторым прикидкам, этой осенью США, скорее всего, организуют массовый переток капиталов из Бразилии, Европы, России, Африки и Ближнего Востока, дотянут до весны. Весной запустят новую эмиссионную программу, она даст позитивный эффект под выборы в ноябре 2012г. Не важно, переизберут Барака Обаму или нет, важно, что к концу 2012г. - началу 2013г. у США не останется уже никаких ресурсов для поддержания современной финансовой системы и, соответственно, всей мировой экономики. В этот момент уже, теоритически, необходимо будет предъявлять какие-то решения по конфигурации новой системы. Единственное, что было. Это решение о создание единого центробанка, но оно умерло. Какие еще могут быть варианты? Кто их может предложить? И как они будут обсуждаться?

А.Нагорный: Если мы посмотрим на те совещания, которые проходят в рамках «Восьмерки», «Двадцатки», почитаем эти документы, то мы увидим, что там пустота. Они говорят о гуманитарных вещах, о финансовых, экономических...

М.Хазин: Но согласитесь, что Обама - не Рузвельт, а Медведев - не Сталин, и даже Кэмерон - это не Черчилль.

А.Нагорный: Да, и эта несоизмеримость ощущается на фоне тех проблем, которые сложились. Мне представляется, когда говорят о проблемах и доллара, и евро, забывают базовые социальные вещи. Ведь вопрос заключается в том, и, кстати, недавно об этом хорошо написал парижский аналитик Нуриэль Рубини, так вот, вопрос заключается в том, что для США стоит неизбежная дилемма - надо сократить уровень жизни своего населения, свернуть социальные программы, это связано со сверхпотреблением, которое домашние хозяйства вели в последние 15-20 лет.

М.Хазин: Это же вызовет дикий конфликт с Китаем, Европой, со всем миром, потому что почти весь мир производит для американского потребления. Как в этой ситуации договариваться?

А.Нагорный: А никто не договаривается. Все действуют по собственному лекалу.

М.Хазин: Тогда получается, что мир должен распасться на множество мелких кусочков.

А.Нагорный: Ну, не мелких, на несколько мегакусков. Мир к этому придет, так или иначе. Американцы делают попытки договориться с Китаем на основе концепции дуумвирата, говоря, мол, вы поддерживаете наши гособлигации, мы будем сохранять рынки сбыта, и вы будете получать объем валюты, который вы получаете. Но эта игра не имеет никакой перспективы, потому что это удлиняет «удочку», которая рано или поздно станет настолько тонкой, что лопнет.

М.Хазин: Но все равно, ресурсов не хватит. Поэтому никуда не денешься. Ресурсов всего мира будет недостаточно, чтобы сохранить действующую систему.

А.Нагорный: И если нужно сокращать уровень жизни, то кто начнет первый? Мне кажется, первой начнет Европа, потом это перекинется на США. Но самые глубокие последствия будут у КНР и у России. Китай может с этим справится благодаря своей административной машине и благодаря тому, что он переводит систему на внутренние крупные проекты. А вот сможет ли справиться РФ, я не знаю. Поэтому необходимость выработки нового консенсуса значит, что представители крупных игроков в мировой экономике должны сесть за круглый стол и показать, что они имеют. И тогда все увидят, что США, которые сейчас обладают 70-80% в этом "акционерном пуле", реально имеют 15-20%. А это не подходит для Штатов и это моментально сказывается на социальной напряженности внутри страны. Как выходить из этого тупика, американцы не знают. Но и китайцы, видимо, не очень хорошо в этом себя ощущают и не очень хорошо понимают данную ситуацию.

М.Хазин: Иными словами, мы оказались в ситуации, когда должен появиться некто, кто по каким-то причинам сможет стать центром консолидации. И этот кто-то должен быть человеком или организацией, силой, с одной стороны уважаемой, а с другой стороны, понимающей, что происходит.

А.Нагорный: Такие люди, наверняка, есть. Но они не могут выйти на пик принятия решений, пока не свершилось самое ужасное.

М.Хазин: То есть, до тех пор, пока кризис не войдет в свою самую острую фазу, Вы считаете, реальных изменений не будет?

А.Нагорный: Да, все будут оттягивать свой конец до бесконечности.

М.Хазин: Понятно. На этом мы заканчиваем нашу передачу. Могу сказать, что результат беседы получился достаточно неутешительный. Для того чтобы сменить глобальную финансово-экономическую модель, нужны очень сложные переговоры и действия, которые сегодня совершенно не понятно как запустить. И до того, пока кризис не произойдет, это сделать не получается, ну а если он произойдет, то это будут делать уже другие люди и в других условиях.

Нашим гостем сегодня был Александр Алексеевич Нагорный - вице-президент Ассоциации политических экспертов и консультантов. До свидания.

источник
 
Назад
Верх Низ